Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Обсуждение всего, что касается духовного мира человека

Нужны ли "духовно-философские" предметы в средних школых?

Да
6
25%
Нет
18
75%
Затрудняюсь сказать
0
Голосов нет
 
Всего голосов: 24

Аватара пользователя
Melvin
Сообщения: 987
Зарегистрирован: Пт, 16 ноя 2007, 16:53
Контактная информация:

Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение Melvin »

На тему создания такой темы и опроса подтолкнуло прочтение одной стати в интернете:
В одной из школ Украины учитель религиозной философии рассказал детям о том, что грешники в следующей жизни перевоплощаются в насекомых. После этого ученица пятого класса решила покончить жизнь самоубийством.
......
Полностью доступно здесь: http://newsru.com/religy/08jul2010/ukr_school.html
Под предметами "духовно-философского" типа подразумеваются такие как:
"Религиозная философия", "Христианская этика", "Религиоведение" и т.п.... (вообще любые виды специальных предметов подразумевающих анализ духовного мира человека и высказывание каких бы то ни было взглядов религиозного или философского толка связанных с религиозным/нравственным миром человека).


Аватара пользователя
Melvin
Сообщения: 987
Зарегистрирован: Пт, 16 ноя 2007, 16:53
Контактная информация:

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение Melvin »

Лично моя точка зрения на это: в средних школах общего направления таким дисциплинам не место. Причины этого следующие:
1. В сознании детей, многие вещи воспринимаются буквально(случай описанный в шапке темы наглядно иллюстрирует это. Неосторожно высказанная идея, без должного объяснения деталей повлекла за собою самоубийство ребенка, поскольку девочка решила убить себе чтобы не успеть наделать еще больше грехов(то что лишать себя жизни из за подобного не есть хорошо(с любой точки зрения: хоть с религиозной, хоть с чисто практической) преподаватель наверное рассказать еще не успел)), таким образом, психика детей, особенно впечатлительных может быть травмирована на всю жизнь, или привит стойкий комплекс.
2. Конфликт на религиозной почве: например ребенок учащийся в школе происходит из семьи которая исповедует ислам, а в школе ребенка заставляют изучать "Христианскую этику" как предмет.
3. Изучение этих предметов - неуклюжая попытка заполнить пробелы в родительском воспитании: развивать нравственную сторону ребенка - ИМХО, обязанность каждого родителя. Задача школы же - дать ребенку багаж практических и научных знаний(и в определенной мере развить физически). Следовательно введение этих дисциплин "крадет" часть полезного учебного времени которое может быть потрачено на более глубокое изучение практически- полезных предметов или на "кружки" где детей будут учить тому что им реально пригодится в жизни. А воспитание морально-религиозного облика ребенка, считаю, надо оставить его родителям и семье.


Аватара пользователя
Ob-iVan
Site Admin
Сообщения: 4604
Зарегистрирован: Пт, 03 авг 2007, 19:35

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение Ob-iVan »

Мне все-таки кажется, что подобный предмет в школе должен быть, но с одним важным нюансом: он должен давать общих экскурс в базовые основы концепций большинства мировых религий, а не насаждать ту, которая господствует в данном регионе. Потому что ни что так не помогает психологической защите ребенка (да и вообще любого человека) от религиозного зомбирования адептами любой веры, как знание того, что религий в мире много, по целому ряду положений они противоречат друг другу, а значит большинство из них, а может и все - ошибаются. И что когда кто-то будет рассказывать ему что-то с претензией на "Божье откровение", то он должен понимать, что это не более чем взгляды одной из конфессий.
Потому что вакуумом в этих знаниях очень легко могут воспользоваться представители какой-нибудь секты, которые в один прекрасный день подойдут и скажут: "Вот ты не знаешь Ответов на Вопросы, а мы знаем. И можем открыть тебе Истину". И если он не сможет ответить им: "Которую именно Истину из пяти основных вариантов и нескольких сотен конфессиональных вы хотите мне открыть?", то он может стать для них очень легкой добычей...


У меня нет времени ненавидеть тех, кто меня ненавидит, потому что я слишком занят добрыми делами для тех, кто меня любит.
Аватара пользователя
Melvin
Сообщения: 987
Зарегистрирован: Пт, 16 ноя 2007, 16:53
Контактная информация:

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение Melvin »

Ob-iVan писал(а):Мне все-таки кажется, что подобный предмет в школе должен быть, но с одним важным нюансом: он должен давать общих экскурс в базовые основы концепций большинства мировых религий, а не насаждать ту, которая господствует в данном регионе. Потому что ни что так не помогает психологической защите ребенка (да и вообще любого человека) от религиозного зомбирования адептами любой веры, как знание того, что религий в мире много, по целому ряду положений они противоречат друг другу, а значит большинство из них, а может и все - ошибаются. И что когда кто-то будет рассказывать ему что-то с претензией на "Божье откровение", то он должен понимать, что это не более чем взгляды одной из конфессий.
Потому что вакуумом в этих знаниях очень легко могут воспользоваться представители какой-нибудь секты, которые в один прекрасный день подойдут и скажут: "Вот ты не знаешь Ответов на Вопросы, а мы знаем. И можем открыть тебе Истину". И если он не сможет ответить им: "Которую именно Истину из пяти основных вариантов и нескольких сотен конфессиональных вы хотите мне открыть?", то он может стать для них очень легкой добычей...
Мне кажется, что в 10-11 лет, ребенок вообще не способен будет сравнительно анализировать какие либо религии и религиозные конфессии. А ребенка воспитанного в семье верующих, подобный "сравнительный анализ" и высказывание школьным учителем(который для ребенка в идеале второй авторитет после родителей) идей что "все религии возможно ошибаются" может серьезно смутить, и даже спровоцировать конфликтную ситуацию, вплоть до подрыва авторитета родителей, либо учителя. Взгляд который вы предлагаете, Ob-iVan, вполне приемлем скажем для людей атеистического толка, но может оказаться совершенно неприемлем для детей воспитанных в семьях глубоко верующих людей(особенно религий и конфессий ревностно относящихся к вероисповеданию(те же мусульмане к примеру)). И если взрослый ревностно верующий человек может сдержатся, если в его присутствии "перемывают кости" религии которую он исповедует(либо "разбирают" ту религию к которой представители его религии испытывают не самые лучшие чувства) для "научных целей"(и то не всегда, рассказывали в университете о нескольких неприятных конфузах, когда предмет "сравнительное религиоведение" читался студентам-иностранцам), то для ребенка разницы не будет - скорее будет конфликтная ситуация(так как объяснить ребенку в 10-11 лет что "это только научное изучение и анализ" скорее всего будет проблематично). Например, в ряде религий есть множество табу разной степени строгости, например "непроизносимые имена Бога" у иудеев, которые могут быть нарушены в ходе этих "занятий". Поэтому, я лично считаю, что и объяснение того что "секты это не есть гуд" лучше тоже оставить родителям(это актуально в первую очередь для семей придерживающихся атеистических взглядов, в семьях глубоко верующих, детей обычно с детства приобщают к религии которую исповедуют родители, а большинство религий воспринимает разные секты как ереси, и относятся к ним предосудительно). И это, считаю, обязанность родителей разъяснить ребенку(если есть такая необходимость) что секты - это не хорошо, и их организаторы вовлекают туда людей обычно вовсе не с благими намерениями.
Лично мое мнение таково:
Школа, училище, вуз, техникум, институт, университет, академия - это все храмы науки. А в храме может быть только одна религия. данном случае эта "религия" - наука и искусство(в случае если речь идет о художественной или музыкальной школе). С философией в чистом ее виде(без размышлений на религиозные темы) еще можно примирится(и то только в высших учебных заведениях), прочим же "околорелигиозным дисциплинам" там однозначно не место. Ведь для таких предметов имеются самостоятельные учебные заведения: воскресные школы, духовные семинарии и прочие специализированные учебные заведения где углубленно изучают теологию, этику, мораль, философию, богословие и т.д. и т.п.
ЗЫ:
Тем более, что "сравнительное религиоведение" уже имеется в программе высших учебных заведений(в школы этот предмет думаю пихать не стоит, он требует "взрослого мировосприятия" и однозначно не предназначен для детской психики, и восприятия). И даже там этот предмет бывает порождает разные "неудобные ситуации" и конфузы, что уж тут говорить о младшей и средней школе...


Аватара пользователя
Ob-iVan
Site Admin
Сообщения: 4604
Зарегистрирован: Пт, 03 авг 2007, 19:35

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение Ob-iVan »

Melvin, я думаю, что такой предмет, если бы он был в школе, должен был бы быть не обязательным для посещения. Чтобы дети из глубоко верующих семей, по письменному заявлению родителей, могли его просто пропускать.
А насчет возможности объяснения всего вышеупомянутого родителями - вряд ли это поможет. Потому что очень большая часть населения нашей страны, вне зависимости от того, верующие они или нет, банально богобоязненна. Я бы даже сказал - боготруслива. Т.е. в церковь они не ходят, но и говорить что-то отрицательное про Бога вслух боятся. Вряд ли такие родители смогут предоставить своему ребенку адекватную защиту от религиозной пропаганды. Тут должен быть учитель-атеист, которому "сам черт не брат", и который преподает предмет по специально разработанной программе.
Что же касается возраста, в котором этот предмет нужно преподавать... Понимаешь, секты они не ждут, и малолетних не щадят. В институте может быть уже поздно...


У меня нет времени ненавидеть тех, кто меня ненавидит, потому что я слишком занят добрыми делами для тех, кто меня любит.
Аватара пользователя
Alen
Сообщения: 78
Зарегистрирован: Вт, 29 июн 2010, 14:03

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение Alen »

" Из всего божественного, только и люблю,
Я Коровку божию, что поедает тлю."
Это по поводу моей религиозности, более того, я даже не богобоязненна, но и к воинствующим атеистам тоже не принадлежу... если человек чувствует потребность в такой поддержке на жизненном пути, - НА ЗДОРОВЬЕ! Ничего не имею против общения человека ( если это искренняя вера, а не "боготрусливость" или ныне модные понты) с Богом напрямую, но имею целую кучу претензий к "посредникам"...
По поводу введения "духовно-философских" предметов в школах (общеобразовательных), поддерживаю позицию инициатора темы. Помнится, в нашей конституции была норма о том, что церковь отделена от государства... или я что-то пропустила?


Аватара пользователя
unnamed
Сообщения: 1052
Зарегистрирован: Вс, 25 ноя 2007, 19:55
Откуда: kiev

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение unnamed »

Такие уроки вводить обязательно нужно... в верховной раде, пусть им там объяснят что если народ обижать то Бог их накажет, хотя все политики как один хотяд в церковь и замаливают свои грехи постоянно...
А в школах таким урокас делать нечего я считаю, это же УГшные уроки... Если человек хочет чтобы его дитя было приобщено к Богу то он сам его в церковь сводит, а насильно заставлять изучать религию нельзя. А если среди учеников в классе будет индус кой-нить или китаеза... или вахабид ибн палкойпоголове?.. Что ж этому дитенышу неверному теперь, ислам чтоли на христианство менять? (хотя хорошо бы, может они бы меньше тупили что если взорвут пару тысяч населения то попадут в рай...)


Mess with the best, die like the rest.
cnaps.apsarc.com - Code Name "APS" радио шоу в режиме полу подкаста на около компьютерную тематику.
binradio.ru - самое бинарное радио
marihuanka
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Вт, 25 май 2010, 20:15
Контактная информация:

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение marihuanka »

А я считаю, что детям это мало того что не нужно знать, оно им вовсе не интересно и с точки психологии религия для них в дальнейшем будет всего лишь очередной нудной страницей в школе... А для общего развития о религии, какие есть вероисповедания и от куда они произошли рассматривают на уроках истории, географии и философии(в старшей школе)... Так что религией уж точно не надо забивать мозги... Лучше какой-нибудь предмет из серии как не попасть в переделку на улице, либо же уроки жизни с уст поживших на этом мире чуть дольше вас...


Аватара пользователя
Dolphin
Сообщения: 616
Зарегистрирован: Пт, 05 окт 2007, 17:46
Откуда: Боярка
Контактная информация:

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение Dolphin »

Принудительное хождение на такие уроки в большинстве случаев вызовет либо смех, либо дальнейшее отвращение к религии. Я считаю, что религия дело сугубо личное и добровольное. В школах есть чему обучать детей КРОМЕ религии. Ведь большинство старшей аудитории форума выросли без таких предметов в школе, и вполне нормально себя чувствуем. Я бы лучше ввел такой предмет который бы рассказывал о различных видах наркотических веществ и их влиянии на молодой и неокрепший организм. :twisted:


Сегодня шефа нет на работе, даже курить не выхожу - боюсь уйти домой...
andrew
Сообщения: 119
Зарегистрирован: Ср, 05 дек 2007, 23:03
Откуда: Боярка

Re: Нужны ли "духовно-философские" предметы в школах?

Сообщение andrew »

Абсолютно не нужны!!! Человек станет самостоятельным, захочет прочитает литературу и т.д. и т.п.!


Товарищ, знай, пройдет она - и демократия и гласность,
и вот тогда госбезопасность припомнит наши имена.
Ответить

Вернуться в «Культура/Религия/Психология/Философия/Мистика»