Ob-iVan писал(а):Мне все-таки кажется, что подобный предмет в школе должен быть, но с одним важным нюансом: он должен давать общих экскурс в базовые основы концепций большинства мировых религий, а не насаждать ту, которая господствует в данном регионе. Потому что ни что так не помогает психологической защите ребенка (да и вообще любого человека) от религиозного зомбирования адептами любой веры, как знание того, что религий в мире много, по целому ряду положений они противоречат друг другу, а значит большинство из них, а может и все - ошибаются. И что когда кто-то будет рассказывать ему что-то с претензией на "Божье откровение", то он должен понимать, что это не более чем взгляды одной из конфессий.
Потому что вакуумом в этих знаниях очень легко могут воспользоваться представители какой-нибудь секты, которые в один прекрасный день подойдут и скажут: "Вот ты не знаешь Ответов на Вопросы, а мы знаем. И можем открыть тебе Истину". И если он не сможет ответить им: "Которую именно Истину из пяти основных вариантов и нескольких сотен конфессиональных вы хотите мне открыть?", то он может стать для них очень легкой добычей...
Мне кажется, что в 10-11 лет, ребенок вообще не способен будет сравнительно анализировать какие либо религии и религиозные конфессии. А ребенка воспитанного в семье верующих, подобный "сравнительный анализ" и высказывание школьным учителем(который для ребенка в идеале второй авторитет после родителей) идей что "все религии возможно ошибаются" может серьезно смутить, и даже спровоцировать конфликтную ситуацию, вплоть до подрыва авторитета родителей, либо учителя. Взгляд который вы предлагаете,
Ob-iVan, вполне приемлем скажем для людей атеистического толка, но может оказаться совершенно неприемлем для детей воспитанных в семьях глубоко верующих людей(особенно религий и конфессий ревностно относящихся к вероисповеданию(те же мусульмане к примеру)). И если взрослый ревностно верующий человек может сдержатся, если в его присутствии "перемывают кости" религии которую он исповедует(либо "разбирают" ту религию к которой представители его религии испытывают не самые лучшие чувства) для "научных целей"(и то не всегда, рассказывали в университете о нескольких неприятных конфузах, когда предмет "сравнительное религиоведение" читался студентам-иностранцам), то для ребенка разницы не будет - скорее будет конфликтная ситуация(так как объяснить ребенку в 10-11 лет что "это только научное изучение и анализ" скорее всего будет проблематично). Например, в ряде религий есть множество табу разной степени строгости, например "непроизносимые имена Бога" у иудеев, которые могут быть нарушены в ходе этих "занятий". Поэтому, я лично считаю, что и объяснение того что "секты это не есть гуд" лучше тоже оставить родителям(это актуально в первую очередь для семей придерживающихся атеистических взглядов, в семьях глубоко верующих, детей обычно с детства приобщают к религии которую исповедуют родители, а большинство религий воспринимает разные секты как ереси, и относятся к ним предосудительно). И это, считаю, обязанность родителей разъяснить ребенку(если есть такая необходимость) что секты - это не хорошо, и их организаторы вовлекают туда людей обычно вовсе не с благими намерениями.
Лично мое мнение таково:
Школа, училище, вуз, техникум, институт, университет, академия - это все храмы науки. А в храме может быть только одна религия. данном случае эта "религия" - наука и искусство(в случае если речь идет о художественной или музыкальной школе). С философией в чистом ее виде(без размышлений на религиозные темы) еще можно примирится(и то только в высших учебных заведениях), прочим же "околорелигиозным дисциплинам" там однозначно не место. Ведь для таких предметов имеются самостоятельные учебные заведения: воскресные школы, духовные семинарии и прочие специализированные учебные заведения где углубленно изучают теологию, этику, мораль, философию, богословие и т.д. и т.п.
ЗЫ:
Тем более, что "сравнительное религиоведение" уже имеется в программе высших учебных заведений(в школы этот предмет думаю пихать не стоит, он требует "взрослого мировосприятия" и однозначно не предназначен для детской психики, и восприятия). И даже там этот предмет бывает порождает разные "неудобные ситуации" и конфузы, что уж тут говорить о младшей и средней школе...