"Крот" / "El Topo" / "The Mole" (1971)
Жанр: авангард, сюрреализм
Мексика, 1971 год, 120 минут
Режиссер: Алехандро Ходоровски
В фильме снимались: Алехандро Ходоровски, Альфонсо Арау
«Наевшись до отвала грибов Дона Хуана», на которые уже успел основательно подсесть американский студент Кастанеда, Ходоровский снял в Мексике, стране глюков и сюриков, свой самый знаменитый фильм – не имеющий аналогов «галюциногенный вестерн», получивший название El Topo — «Крот». Собственно, никакого крота здесь нет и в помине, что не помешало стать этой экстравагантной притче объектом культа интеллектуалов и синефилов многих стран. И это поклонение продолжается уже четвертый десяток лет.
Все это время «Крот» остается вещью в себе, и слава его преумножается только за счет неиссякаемого внутреннего ресурса, а не каких-то сиквелов, римейков, подражателей и течений. Последние хоть и имеют место (например, Антон Адасинский и его люди из «Дерева», снявшие фильм «Граница»), но ничего адекватно значимого, кроме внешней имитации, пока предложить не смогли. Справедливости ради, надо признать, что самого Ходоровского долго держали (да и сейчас многие все еще держат) за чистой воды графомана и афериста от кино. В России официальное киноведение до сих пор его не жалует и категорически не желает включать в киноантологии и справочники.
Собственно, он сам дал для этого немало поводов, главным образом тем, что нарушил многие правила, проигнорировал традиции и причинно-следственные связи. На первый взгляд, El Topo — сюрно-авангардистская смесь, отмеченная влиянием наиболее радикальных достижений авторского кино 1960-х годов. В ней с заметной долей эпатажа обыгрываются религиозные догмы, мифы, языческие ритуалы, мистические учения и уродливо-порочные проявления человеческой природы, бессознательно воздействующие на зрителя, в том числе и посредством завораживающе красивых кадров-символов. Все это не могло не спровоцировать внимание к оригинальному видению 40-летнего режиссера-самородка.
Именно благодаря «Кроту» Ходоровский стремительно превратился из догматика-вещуна, еще в 1950-м вознамерившегося любой ценой возродить сюрреализм, в сакральную фигуру, гуру для всякого рода «мистических язычников» и «паломников от новомодных верований», с легкостью принимающих на веру сомнительные и красивые учения.
На уровне сюжета «Крот» делится на две части, не очень озабоченные связью друг с другом. В первой из них речь идет о неком странствующем «ковбое», который вместе 5-летним сыном передвигается верхом по пустынным мексиканским просторам. И когда на пути одинокого мстителя встают «бандиты с большой дороги», он их одного за другим отправляет на тот свет. Но его поджидает более серьезное испытание – женщина. Во имя нее он даже оставляет сына странствующим монахам.
Во второй части действие переносится в некий условный город «времен Дикого Запада». Сюда спускаются с гор двое юродивых, переродившийся Крот и его пассия-карлица, что до той поры жили со своим народом в подземной пещере. В городе эти двое пытаются зарабатывать на жизнь показом фокусов. И здесь Крот встречается со своим брошенным сыном, ставшим теперь монахом.
Первым, кто приходит на ум во время просмотра, становится Серджо Леоне. Однако бандитская вольница столь откровенно эстетизирована и усложнена библейскими аллюзиями, что вслед за отцом спагетти-вестернов сразу же вспоминается его соотечественник — Пьер Паоло Пазолини. Во всяком случае, так изощренно глумиться над монахами могли бы только герои «Сало», которого еще не было даже в проекте.
Третьим фигурантом является наш Сергей Параджанов: только он мог обходиться таким минимумом слов и так чувствовать фактуру пейзажа и мизансцены. То странное жилище, похожее на гигантскую полусферу, в котором обитает полковник, бандитский предводитель, больше всего напоминает армянские жилища из параджановского «Цвета гаранта». Да и названия глав, на которые делится «Крот», — «Книга бытия», «Книга пророка» — вполне сопрягаются с подзаголовками биографии Саят-Новы, экранизированной Параджановым.
И вот тут понимаешь, что даже теоретически Ходоровский не мог видеть шедевра Параджанова, поскольку оба фильма снимались параллельно на разных концах Земли, да и все остальные – итальянские – аллюзии тоже от лукавого. Потому что всех их перечеркивает вторая часть. Показанная в ней цивилизация, в трактовке Ходоровского, является средоточением лжи, зла и разврата. И именно этой ее стороне он посвятит свою следующую картину – «Священная гора» (1973), в которой его фантасмагорические видения обретут еще более эпатажное и шокирующее выражение.
Поклонники внятно изложенных историй будут скорее разочарованны «Кротом». Режиссер исключает любые психологические мотивировки и ничуть не озабочен тем, чтобы хоть как-то облегчить зрителю восприятие – именно на уровне смысла происходящего. Но зато те зрители, кто превыше всего ценит в кино визуальный ряд, те могут запасть на Ходоровского всерьез и надолго. И потом, какого особого смысла можно ожидать от фильма, стремящегося соответствовать сути сюрреализма, в котором любые логические связи между кадрами считаются смертельным грехом?
Проверенная ссылка:
http://212.109.45.37/file/3921378/3156002/EL_TOPO.AVI